Часы

Режим работы:
Пн-Пт: 9:00 - 21:00
Сб-Вс: 9:00 - 18:00

Иконка геолокации

г. Москва
ул, Усиевича, 23
Метро Сокол

Другие статьи
Консультация логопеда для родителей в детском саду

Вы не замечаете серьезных проблем с речью ребенка,...

Что должен уметь ребенок в 3 года — памятка для родителей

Интересно ли Вам было когда-нибудь узнать, почему ...

Кубики Зайцева — методика обучения чтению

Подумайте, как счастлив и воодушевлен родитель, ко...

Адаптация детей к детскому саду: типы, этапы прохождения, рекомендации для родителей

В детском саду кормят вкусной едой, развлекают, во...

Как помочь ребенку выбрать будущую профессию

«Работаете ли Вы по специальности?». Росстат заявл...

Что делать, если дети не слушаются родителей?

Маленькие дети — большая работа. Когда эйфория от ...

Почему ребенок не говорит в 3 года

Многие родители очень хотят, чтобы их ребенок стал...

Мелкая моторика: ее значение и развитие

«Мелкую моторику нужно развивать!» — новоиспеченны...

Как поднять самооценку ребенку

Много ли неуверенных, зажатых и закомплексованных ...

Кубики Зайцева — методика обучения чтению

Подумайте, как счастлив и воодушевлен родитель, когда его ребенок в четыре года с легкостью справляется с названиями на этикетках или магазинах. Каждый желает, что его малыш был самым развитым и умным. И для этого прилагает максимум усилий.

Одной из самых часто используемых техник обучения чтению являются кубики Зайцева. Именно об этой технике и пойдет речь в данной статье. 

Основные принципы методики

Метод Николая Александровича пользуется популярностью более 20 лет и с каждым годом он только улучшается Именно эта техника служит основой для многих других методик и игр. Ведь с помощью кубиков Зайцева можно обучить чтению и грамоте даже самых маленьких малышей. 

Этот метод является универсальным, так как подходит как спокойным ребятам, так и активным неусидчивым малышам. Также следует отметить, что методикой Зайцева обучают слабослышащих, слабовидящих и с проблемами в психическом развитии детей.

Кроме того, техника хороша тем, что во время игры у малыша возникает слуховое, зрительное, двигательное и мыслительное понимание.

Благодаря методике Зайцева:

  • увеличится словарный запас ребенка;
  • появится способность к грамоте;
  • речь малыша станет более понятной;
  • исчезнет множество логопедических проблем;
  • улучшатся логические способности и мышление в целом;
  • появится самостоятельность у ребенка.

Вы спросите: «В чем же отличие обычных кубиков от кубиков Зайцева?»

Главное отличие в том, что на кубиках написаны не слоги и буквы, а склады по определенным правилам: 

  • Все склады на одном кубике начинаются с одного согласного. Например, ГУГАГОГИГЕГ.
  • Кубики представлены разными кубиками: как маленькими, так и большими. На маленьких кубиках все склады мягкие, а на больших твердые.
  • Кубики бывают разных цветов.

Процесс обучения

С детства Вы привыкли, что обучение чтению должно начинаться с заучивания букв по азбуке. Затем необходимо составлять слоги и только потом приступать к предложениям. Однако согласитесь, это не так и просто, как кажется взрослым.

Известный педагог также не поддерживает такой подход по определенным причинам:

  • Сознание ребенка запоминает не сами буквы из алфавита, а картинки, предложенные к ним. Из-за этого ребенку очень трудно объединить выученные буквы в слова. 
  • Выучить все существующие слоги почти невыполнимая задача. Ведь в русском языке огромное количество различных комбинаций звуков, что не очень хорошо для малыша.

Поэтому Николай Зайцев в основу своей методики положил обучение по складам. 

Склад — минимально-произносимая единица, которая легче всего дается малышу для восприятия. Именно ее ребенок гораздо быстрее сможет произнести или прочитать. 

Складом можно назвать:

  • союз согласной и гласной буквы (ТЕ, БО, КА);
  • гласная в слоге (ЮРА, ОЛЯ);
  • согласная в слоге (МЫШКА, КУКЛА);
  • согласная с твердым или мягким знаком (БЬ, ТЪ, ДЬ, ПЪ).

Склад удобен тем, что в составе имеет не более двух букв. 

Именно такие сочетания букв педагог Зайцев написал на кубиках и составил с ними множество игр, убрав скучные буквари в сторону.

Результат

Если начать обучать ребенка чтению уже в три года по технике великого педагога Зайцева, то к первому классу он будет знать программу пятого класса. 

Статистика, составленная педагогами утверждает, что:

  • трехлетние малыши уже через шесть месяцев занятий способны читать самостоятельно;
  • четырехлетние детки уже после шестнадцати уроков;
  • пятилетним достаточно 610 занятий;
  • шестилетние приступают к чтению после 35 уроков.

Но помните, что чтение по данной технике будет результативным только при правильном соблюдении рекомендаций Николая Александровича.

Для какого возраста

До первого года жизни сознание ребенка развивается очень медленно, поэтому не нужно нагружать ребенка еще кубиками Зайцева. Однако можно их применять в качестве различных погремушек, иногда говоря или показывая склад. 

Не ждите от малыша каких-либо результатов в таком раннем возрасте. 

Если ребенку еще нет года, но есть шесть месяцев, показывайте ему склады или слоги уже чаще. Кроме того, предложите дать малыша Вам кубик с нужным складом. Разговаривайте с малышом и пропевайте ему склады, указанные на кубиках. 

Постепенно увеличивайте уровень сложности игр ребенка, предлагайте ему новые кубики. Но действуйте последовательно.

Преимущества и недостатки методики

Методика Николая Александровича Зайцева является очень популярной и востребованной, однако и у нее есть свои недостатки. 

Некоторые педагоги утверждают, что у детей, которые обучались по кубикам Зайцева, в школе возникают проблемы с морфологическими разборами слов. Им трудно дается процесс выделения корня, приставок, суффиксов или окончаний.  

Также многие дети впоследствии не способны к пониманию орфограмм и к грамотному написанию слов. 

Если же говорить о самих кубиках, то многие жалуются на непрочность материала. В руках малыша кубики часто становятся непригодными уже после нескольких использований.

Плюсы:

  • Быстрое обучение. Однако этот процесс очень индивидуальный. Есть статистика, что чем старше ребенок, тем быстрее он начинает читать. 
  • Нет возрастных ограничений. Это удобно тем, что обучить чтению возможно как трехлетнего малыша, так и шестилетнего ребенка. 
  • Положительное действие на слух и память.
  • Развитие мелкой моторики у ребенка.
  • Учитываются индивидуальные особенности развития каждого малыша. Помните, что все должно происходить по желанию ребенка. Его не следует заставлять обучаться, торопить или сравнивать с другими. 
  • Простая методика обучения. Эта техника универсальна, так как используется и на кружках, и на домашнем обучении.
  • Во время обучения чтению увеличивается грамотность письма. 
  • Метод позволяет сохранить зрение, так как происходит постоянная тренировка глаз. Буквы написаны крупным размером и цвета подобраны так, чтобы не напрягать глазные мышцы. 
  • Техника выстроена таким образом, чтобы избежать появления конфликтов между педагогом, ребенком и родителем. 
  • Способность к самостоятельному обучению. Ребенок может заниматься без участия взрослых. 
  • Не нужно изучать слоги, так как предлагаются уже готовые склады. 

Родители говорят о таких достоинствах, как:

  • Во время обучения улучшается образное мышление и память;
  • Веселое и познавательное времяпровождение;
  • Отсутствие проблем при написании слов;
  • Простой и наглядный материал; 
  • Уже в самом начале обучения дети приступают к чтению;
  • В процессе игры участвуют: зрение, слух, мелкая моторика рук;
  • Улучшается речевой аппарат малыша;
  • Незамедлительное понимание глухих и звонких звуков;
  • Отсутствие нервозности и тревожности в процессе обучения;
  • Уроки не воздействуют на психологическое состояние ребенка.

Минусы:

  • Множество логопедов и дефектологов против методики Зайцева. Они утверждают, что дети учат исключительно склады, не понимая процесса слияние букв. В будущем это ведет к тому, что ребенок не способен разделить слово на слоги и сделать морфологический разбор.  
  • Техника великого педагога Зайцева не соответствует обучению в общеобразовательной школе. В учебном заведении учат обозначать звуки одним цветом, а по технике педагога — другим, это приводит к сумбуру в голове ребенка. 
  • Методика Зайцева подходит только для правшей.
  • Дети часто проглатывают и не произносят окончания в словах.
  • Высокая стоимость пособия.
  • На детей с плохо развитым образным мышлением метод не оказывает должную пользу. 
  • Методика не уделяет внимание творческому развитию малыша. 

Заключение

Чтобы достичь максимального эффекта, нужно создать обучающую атмосферу дома. Но не надо спрашивать с ребенка слишком много и ставить ему завышенные требования. 

Кубики Зайцева — это отличный вариант обучения чтению. Однако не стоит заниматься только по этой методике. Необходимо создать комплексную работу с ребенком, и тогда результат не заставит себя ждать. 

Главное, чтобы все уроки доставляли ребенку радость и проходили в доброй игровой обстановке.

0

Похожие записи:

avatar
Подайте заявку на бесплатное пробное занятие уже сегодня!